Обзоры по обращениям

Аналитическая справка

 о работе с обращениями граждан, представителей организаций  и жалобами, поданными в порядке подчиненности, по вопросам исполнительного производства в УФССП России по Иркутской области

 за 3 квартал 2017 года

 

В УФССП России по Иркутской области (далее-Управление) проведен анализ работы с обращениями граждан представителей организаций и жалоб, поданных в порядке подчиненности за 3 квартал 2017 года.

При проведении анализа использованы рекомендации ФССП России, изложенные в письме от 14.09.2011 № 12/06/22378-СВС, от 28.05.2013 № 12/06-14324-ВВ по вопросу соблюдения единых требований к составлению аналитических справок.

         Состояние работы с обращениями граждан, представителей организаций и жалоб, поданных в порядке подчиненности Управления и его структурных подразделениях выглядит следующим образом:

 

Организация работы с обращениями

 

Работа по рассмотрению обращений в Управлении организована  в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», приказом ФССП России от 10.12.2010 № 682 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов».

Общее количество обращений, поступивших в отчетном периоде  в Управление составило 4094 (остаток на начало отчетного периода составил 207 обращений), за аналогичный период 2016 — 5132 (-1038), процент уменьшения числа обращений с аналогичным периодом составляет (20 %).

По категории заявителей (обратившихся лиц) сведения выглядят следующим образом:

 

 

Наименование показателя

 3 квартал

2017 года

 3 квартал

2016 года

+/-

Общее количество

3630

4269

-639

Должник

1043

1012

31

Взыскатель

2326

2907

-581

Заявители, не являющиеся стороной исполнительного производства, чьи права и законные интересы нарушены

261

350

-89

 

По тематике обращений, поступивших в отчетном периоде:

 

 

Тематика обращений

3 квартал

2017 года

 3 квартал

2016 года

+/-

По взысканию алиментов

434

827

-393

По трудовым спорам

39

71

-32

По жилищным спорам

32

34

-2

По взысканию денежных средств

2315

2641

-326

По другим обстоятельствам

774

696

78

 

Общее количество исполнительных производств, находящихся на исполнении в отчетном периоде составляет 1 491 016 (АППГ — 1 728 943). При сравнении указанных данных следует, что количество исполнительных производств, находившихся на исполнении в отчетном периоде уменьшено на 237 927 исполнительных производств, что составляет (- 13,7 %), количество обращений уменьшено на 1038 (- 20 %). Количество обращений, поступивших в отчетном периоде, к количеству исполнительных производств составляет 2,7 % (АППГ 0,3 %), на 364 исполнительных производств подано 1 обращение (АППГ 337 — 1).

Наиболее высокие показатели данного соотношения в следующих структурных подразделениях:

 

Отдел судебных приставов

Количество исполнительных производств

Количество обращений

Соотношение (количество исполнительных производств на 1 обращение)

ОСП по ИИД о ВАП

11285

97

116

Межрайонный ОСП

118818

699

170

ОСП по г. Саянску и Зиминскому району

50759

205

248

ОСП по Заларинскому, Аларскому, Балаганскому и Нукутскому районам

30929

109

284

Нижнеилимский РОСП

31301

100

313

Шелеховский РОСП

32384

94

345

Черемховский РОСП

55452

152

365

Ангарский РОСП

205552

547

376

Свердловский ОСП г. Иркутска

61993

165

376

Правобережный ОСП г. Иркутска

84095

216

389

Тайшетский РОСП

40190

103

390

Куйтунский РОСП

14376

36

399

Нижнеудинский РОСП

29922

71

421

Усть-Илимский РОСП

78731

174

452

 

         В целом, при  сравнении показателей отмечается снижение поступления обращений по взысканию денежных средств, алиментных платежей.

         Основной объем поступивших в течении 3 квартала 2017 года обращений по вопросам взыскания алиментов относится к деятельности следующих структурных подразделений:

-       ОСП по ИИД о ВАП — 93;

-       Ангарский РОСП — 54;

-       ОСП по г. Саянску и Зиминскому району — 32;

-       ОСП по Заларинскому, Аларскому, Балаганскому и Нукутскому районам-24;

-       Усть-Илимский РОСП-24;

-       Шелеховский РОСП — 22.

         Объективной причиной снижения количества обращений явилось перераспределение объемов поступающих обращений вследствие использования заявителями механизмов административного обжалования и института ходатайств.

         В течении 3 квартала 2017 года в адрес Управления и его структурные подразделения поступило 2017 жалоб, поданных в порядке главы 18 Федерального Закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», что на 173 жалобы меньше, чем в АППГ (2190).

         Анализируя количественные характеристики увеличения (уменьшения) числа исполнительных производств, в том числе по их категории, следует, что неизменно присутствует и логическая зависимость по увеличению (уменьшению) количества обращений определенной категории. 

         Наибольшее количество обращений, поступивших в аппарат Управления касается городских отделов г. Иркутска, регионов, имеющих наибольшее количество предприятий на своей территории.

         Причиной обращения напрямую в Управление, минуя направление обращений в структурные подразделения, является, устоявшееся мнение у граждан об эффективности решения поставленных вопросов при обращении напрямую к главному судебному приставу.

         Обращает на себя внимание повышенная активность населения по обращению в Администрацию Президента Российской Федерации, а также другие государственные органы, которая является негативным фактором в работе с обращениями и свидетельствует о неудовлетворительности заявителей принимаемыми мерами и недоверием к службе судебных приставов. В течении  3 квартала 2017 года поступило 102 (АППГ 40) обращений для рассмотрения  в Управление и его структурные подразделения.

 

Организация работы с повторными обращениями

 

         Из общего числа обращений число повторных обращений  в течении 3 квартала 2017 года составило 14 (АППГ 24). Отношение количества повторных обращений к общему количеству обращений, в сравнении с аналогичным периодом:

 

Сравниваемые периоды

3 квартал

2017года

3 квартал

 2016 года

% увеличения, уменьшения

Общее количество обращений

4094

5132

-1038

Общее количество повторных обращений

14

24

-10

Признанных повторно обоснованными

1

1

-

% повторных обращений от общего количества обращений

0,3%

0,5%

-0,2%

 

         Одной из действенных мер снижения количества повторных обращений является постановка исполнительных производств, по которым поступили обращения на контроль отдела по работе с обращениями граждан, своевременное разрешение первичных обращений, поступающих в Управление.

         Обоснованные обращения граждан, организаций (юридических лиц), как правило, вызывают следующие причины:

         несоблюдение сроков совершения исполнительных действий;

         непринятие полного комплекса мер, направленных на установление имущественного положения должника;

         несвоевременное наложение ареста на имущество должника;

         неприменение к должникам штрафных санкций за неисполнение требований исполнительных документов без уважительных причин  и неисполнение должниками законных требований судебного пристава-исполнителя;

         не привлечении злостных должников по алиментным обязательствам и должностных лиц, уклоняющихся от исполнения решения суда, к административной и уголовной ответственности;

         недобросовестное отношение судебных приставов-исполнителей к исполнению служебных обязанностей.

         Основными причинами поступления обращений явились низкая исполнительская дисциплина, волокита.

         Все поступившие обращения граждан в обязательном порядке с целью проверки сведений о коррупционных и иных правонарушениях, совершаемых сотрудниками территориальных отделов, передаются в отдел противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности, защиты государственной тайны, мобилизационной подготовки и гражданской обороны, для соответствующей проверки.

         Согласно указанию ФССП России от 06.03.2014 № 00063/14/12359-ВВ  в Управлении издано распоряжение от 24.03.2014 № 19-р «О назначении ответственных специалистов за обеспечение надлежащего функционирования телефонной связи в структурных подразделениях УФССП России по Иркутской области».

         С целью обеспечения бесперебойной связи отделов судебных приставов Управления назначены лица, ответственные за обеспечение надлежащего функционирования телефонной связи в территориальных отделах судебных приставов Управления. О работоспособности телефонной связи (не реже одного раза в неделю) начальники отделов-старшие судебные приставы отделов докладывают служебной запиской в отдел по работе с обращениями граждан.

         Кроме того, специалисты отдела по работе с обращениями граждан Управления осуществляют периодический контрольный обзвон сотрудников территориальных отделов судебных приставов по Иркутской области  и еженедельно докладывают о результатах обзвона начальнику отдела по работе с обращениями граждан Управления. Анализ и обобщение информации возложена на отдел по работе с обращениями граждан. Нарушений пунктов распоряжения со стороны должностных лиц Управления в течении 3 квартала 2017 года не выявлено. 

         По результатам анализа работы с обращениями, в структурные подразделения Управления направляются информационные письма (аналитические справки). Проводятся учебные занятия с судебными приставами - исполнителями по работе с обращениями граждан и представителей юридических лиц с учетом типичных нарушений, выявленных в ходе проверок в структурных подразделениях Управления.

         В целях предупреждения и снижения количества поступающих обращений Управлением на постоянной основе осуществляются следующие мероприятия:

  • осуществляются комплексные, тематические и контрольные проверки структурных подразделений по данному направлению деятельности, при этом специалистами Управления обращается особое внимание на полноту       и объективность рассмотрения начальниками отделов — старшими судебными приставами доводов обращений, что, в конечном итоге, предупреждает повторное обращение заявителя в вышестоящую инстанцию. Осуществление выездов в структурные подразделения Управления с оказанием методической и практической помощи;
  • оказание методической помощи специалистами отдела по работе                        с обращениями граждан Управления начальникам отделов — старшим судебным приставам при рассмотрении обращений граждан, при формировании ведомственной статистической отчетности;
  • специалистами отдела по работе с обращениями граждан осуществляется беспрерывный прием телефонных звонков от граждан, в целях оперативного разрешения вопросов, возникающих у граждан, что предотвращает последующее поступление письменных обращений                                 в Управление;
  • в целях устранения выявленных в ходе рассмотрения обращений нарушений законодательства об исполнительном производстве, а также                  в целях обеспечения исполнения требований соответствующих исполнительных документов должностными лицами структурных подразделений, специалистами Управления даются устные и письменные указания, направленные на устранение выявленных нарушений,                         с последующим контролем их исполнения.

        

 Организация работы с жалобами, поданными в порядке подчиненности

 

Работа по рассмотрению жалоб, поданных в порядке подчиненности               (далее-жалобы) в Управлении организована в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ                     «Об исполнительном производстве», приказом ФССП России от 10.12.2010 № 682 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов», Методическими рекомендациями от 29.09.2011 № 01-14         «Об организации работы по рассмотрению жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, поданных в порядке подчиненности».

Общее количество жалоб, поступивших в отчетном периоде в Управление составило 2017 (остаток на начало отчетного периода составил 37 жалоб), за аналогичный период 2016 — 2190 (-173).

Количество поданных ходатайств — 13773 (АППГ - 8591) сопоставимо с общим количеством поступивших обращений в рамках Федерального Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» - 4094.

Взыскателями подано 12756 (АППГ- 7642) ходатайство, должниками — 1447 (АППГ - 1363 ).

По категории заявителей (обратившихся лиц) в порядке подчиненности сведения выглядят следующим образом:

 

 

Наименование показателя

 3 квартал

2017 года

3 квартал

 2016 года

+/-

Общее количество

2017

2190

-173

Должник

292

378

-86

Взыскатель

1695

1771

-76

 

По тематике жалоб, поступивших в отчетном периоде:

 

Наименование показателя

3 квартал

 2017 года

 3 квартал

2016 года

+/-

Делам о взыскании алиментов

75

126

-51

Взыскание денежных средств

1930

1958

-28

жилищным спорам

11

42

-31

трудовым спорам

5

17

-12

земельным спорам

13

13

-

 

Количество жалоб, поступивших в отчетном периоде, к количеству исполнительных производств составляет 0,04 % (АППГ 0,13 %), на 739 исполнительных производства подана 1 жалоба (АППГ 789 — 1).

Основное количество жалоб, поданных в порядке подчиненности касается бездействия должностных лиц, а именно не совершение активных исполнительных действий, направленных на надлежащее исполнение судебного решения либо акта иного органа. В основном обжалуются постановления                    об окончании исполнительных производств и возвращении исполнительных документов взыскателям, поскольку по мнению заявителя не все меры приняты судебным приставом-исполнителем и решение об окончании исполнительного производства принято преждевременно.

К причинам характеризующим изменение показателей в сторону увеличения по категориям взыскания денежных средств можно отнести отсутствие возможности трудоустройства должников на высокооплачиваемые места, имущества, на которое в соответствии с действующем законодательством может быть обращено взыскание, граждане в короткие сроки получают кредиты  в банках, а возврат кредитных сумм осуществляется менее активно, соответственно увеличивается количество исполнительных документов                     по взысканию сумм в пользу баков, кредитных учреждений.

         Анализируя количественные характеристики увеличения (уменьшения) числа исполнительных производств, в том числе по их категории, следует, что неизменно присутствует и логическая зависимость по увеличению (уменьшению) количества обращений определенной категории. 

         По категории вынесенных постановлений и конечному результату рассмотрения жалоб в Управлении можно выделить следующие.

         1. Отказано в рассмотрении жалобы по существу в соответствии                   со ст. 125 ФЗ «Об исполнительном производстве».

         Основные мотивы вынесения постановлений об отказе в рассмотрении жалоб по существу: обжалование постановлений о взыскании исполнительского сбора или наложении штрафа, не соблюдение сроков обжалования, требований              ст. 124 ФЗ «Об исполнительном производстве», либо по жалобе аналогичного содержания судом принято решение. Общее количество вынесенных постановлений об отказе в рассмотрении жалобы по существу в соответствии           со ст. 125 ФЗ «Об исполнительном производстве» в течение 3 квартала 2017 года составляет 262 (АППГ 334).

         Несмотря на отказ, оформленный в виде постановления, ответ заявителю Управлением и территориальными отделами судебных приставов направляется               в порядке Федерального Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2009 № 59-ФЗ.

         2. Отзыв жалобы, поданной в порядке подчиненности.

         Данное направление реализует аппарат Управления, и его территориальные отделы, путем принятия оперативных мер по урегулированию спора,                            по устранению нарушений (недоработок), по активизации действий                               по исполнительному производству. Количество отозванных жалоб в течение 3 квартала 2017 года составило 176 (АППГ 268). Процент отозванных к общему числу жалоб составляет 8,7 % (АППГ 12,2%).

         Нередко основанием для отзыва жалобы является устранение недостатков, нарушений отмеченных в жалобе со стороны судебного пристава-исполнителя            до вынесения постановления в порядке ст. 127 ФЗ «Об исполнительном производстве».

         3. Действия должностного лица Управления признаны правомерными (по вынесению постановлений, иных действий), в удовлетворении жалобы заявителю отказано.

         Действия должностных лиц признавались обоснованными по различным основаниям. Количество жалоб в течение 3 квартала 2017 года по которым заявителям отказано в удовлетворении, действия должностных лиц признаны правомерными составило 1413 (АППГ 1381) жалобы, что по отношению к общему числу административных жалоб составляет 70 % (АППГ 63%).

         При вынесении постановлений об отказе в удовлетворении жалоб                        на бездействие судебных приставов-исполнителей Управлением дается оценка действиям судебного пристава-исполнителя, начальника отдела и делается на них ссылка в постановлении, чтобы заявителем при возможном обжаловании постановления в суд, не было сделано вывода о бездействии, неправомерности              со стороны должностного лица.

         4. Жалоба признана обоснованной (полностью, частично).

         Общее количество жалоб признанных обоснованными (полностью, частично) и в ходе их рассмотрения принимались решения об отмене постановлений, признании действий (бездействия) неправомерными, составляет 89 (АППГ 192). Признание основной части жалоб частично обоснованными является следствием нарушения судебными приставами-исполнителями сроков совершения исполнительных действий, поскольку при рассмотрении жалоб проверка должна проводиться не только по доводам заявителя, а в целом в рамках всех осуществленных действий по исполнительному производству. Процент обоснованных жалоб к их общему количеству рассмотренных жалоб составляет          6 % (АППГ 12,2%).

         Признание жалоб обоснованными в части, как правило, осуществляется при нарушении судебными приставами-исполнителями сроков совершения исполнительных действий и при устранении обстоятельств, послуживших основанием к подаче жалобы непосредственно в период ее рассмотрения,                      до вынесения решения в порядке ст.127 ФЗ «Об исполнительном производстве».

         В течение 3 квартала 2017 года по жалобам, поданным в порядке подчиненности служебные проверки не назначались. Вместе с тем, по признанными обоснованными полностью, либо частично жалобам готовятся докладные записки с учетом мнения начальника отдела судебных приставов о проведении проверки (либо нецелесообразности в результате активизации действий, отмене обжалованных постановлений, вследствие истечения срока привлечения к дисциплинарной ответственности, увольнением с государственной гражданской службы, принятием надлежащих мер по исполнению судебных решений до вынесения постановления).

 

         Причины поступления жалоб:

  • ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2009 № 229 существенно расширены полномочия судебного пристава-исполнителя, что приводит                к увеличению числа обжалования постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу наряду с судебным порядком;
  • тщательное изучение закона об исполнительном производстве сторонами исполнительного производства (желание получить информацию по жалобе             в кратчайшие сроки), а в силу положений ст. 46 Конституции РФ лицо, избравшее судебный порядок обжалования постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) не лишено возможности использовать и административный порядок обжалования,             где сокращен срок рассмотрения жалобы.

         В целях достижения поставленных задач, оптимизации и повышения эффективности работы каждого структурного подразделения Управления                     по направлению рассмотрения жалоб Управлением анализируется судебная практика по жалобам, практика вынесения постановлений по жалобам центральным аппаратом ФССП России.

         Основной причиной поступления жалоб от граждан и представителей организаций является длительное неисполнение судебных решений.  Тем                       не менее, исходя из анализа жалоб, можно определить, что зачастую судебные решения  не исполняются не по вине судебных приставов-исполнителей.                       По значительному количеству исполнительных производств, в рамках которых поступают жалобы, у должников отсутствует имущество, зарегистрированное на праве собственности и денежные средства, на которые может быть обращено законное взыскание. Вместе с тем, в работе судебных приставов – исполнителей присутствует факт неприменения полного перечня правомочий, предоставленных действующим законодательством РФ. 

         Вместе с тем, работа аппарата Управления и территориальных отделов нацелена на предотвращение увеличения потока жалоб и их отзыв, при устранении обстоятельств, послуживших основанием к ее подаче, такие рекомендации структурным отделам даются систематически, в том числе, при направлении аналитических обзоров по рассмотрению жалоб.

         Итоги работы за 3 квартал 2017 года отражают необходимую действенность мер, принятых Управлением по улучшению работы с жалобами. Соответствующая работа в данном направлении будет продолжена в течении 2017 года.

            В течении 3 квартала 2017 года на личном приеме руководством Управления и старшими судебными приставами структурных подразделений Управления принято 2341 граждан.

 

Наименование показателя

1 квартал

2017 года

1 квартал

2016 года

% увеличения, уменьшения

Количество граждан, принятых в управлении, в том числе:

2341

2227

114

Руководством аппарата

348

239

109

Старшими судебными приставами

1993

1988

5

Главным судебным приставом

200

142

58

 

         Низкая результативность приемов на местах и выездных приемов граждан Иркутской области обусловлена низкой активностью населения области                       и недостаточной правовой грамотностью.

         Основной проблемой в организации личного приема является соблюдение порядка осуществления личного приема должностными лицами Управления.  Граждане и представители юридических лиц игнорируя личный прием начальников отделов – старших судебных приставов и их заместителей, записываются на прием к  руководителю Управления. В случаях негативного восприятия рекомендаций о соблюдении порядка личного приема требования граждан удовлетворяются, и прием граждан Руководителем Управления осуществляется без учета предшествующего приема заместителями руководителя, начальниками отделов – старшими судебными приставами и их заместителями. Кроме того, проблемой организации личного приема граждан остается отсутствие отдельных помещений, для проведения личного приема граждан, решение которой напрямую зависит от выделения соответствующих финансовых средств.

         Кроме того, Управлением принимаются меры по совершенствованию работы по эффективности и результативности проводимых приемов граждан и по применению новых форм и методов приема и рассмотрения обращений, чтобы каждый обратившийся в Управление гражданин получил качественную                       и своевременную правовую помощь.    

         Основными задачами Управления является оптимизация работы с обращениями граждан, обеспечение восстановления нарушенных прав                        и интересов граждан, направленные на сокращение общего количества обращений, повторных обращений, по отдельным социально-важным категориям исполнительных производств (алименты, заработная плата, предоставление жилья), путем повышения качества рассмотрения обращений, совершенствование личного приема, соблюдение сроков и порядка рассмотрения заявлений сторон исполнительного производства.

 

 

 

Отдел по работе

с обращениями граждан

УФССП России по Иркутской области

Время создания/изменения документа: 13 октября 2017 10:01 / 13 октября 2017 10:02

Версия для печати